Мобильное обучение

исследование возможности применения средств мобильного обучения в школе

XXI век стал настоящим веком цифровых технологий. Компьютеризация и информатизация просочилась в любую сферу деятельности, порой не оставляя выбора, чтобы угнаться за стремительным развитием технологий.

Образование не стало исключением. За последние 10-15 лет и сам образовательный процесс, и ученики, и учителя изменились просто неузнаваемо. Появились новые средства, формы и методы обучения, основанные на взаимодействии с компьютером, которые стремятся сделать процесс обучения нагляднее, эффективнее, а иногда и просто ближе, приятнее школьнику. Ведь те ИТ-средства, которые сейчас учитель применяет на уроке, для школьника абсолютно привычные и очевидные вещи. Более того, уже давно не секрет, что стандартное использование технических и программных средств часто совершенно не привлекают ученика, а иногда даже вызывает в нем мысль, что учитель отстает от современных технологий.

Также следует учитывать все возрастающие объемы учебной программы, которые с использованием традиционных средств просто не преодолеть даже самому способному ученику. Многочисленные технические устройства и программы позволяют и школьнику, и учителю эффективнее передавать, обрабатывать и хранить информацию, а также взаимодействовать друг с другом.

Практически любой конкурентоспособный ВУЗ, а часто и школы, стараются использовать все имеющиеся возможности для организации образовательного процесса максимально эффективно. Используя компьютеры, коммуникационные сети и различные мобильные устройства.

Анализ различных источников позволяет сделать вывод, что мобильное обучение хоть и является известной технологией, дающей множество возможностей, как правило применяется исключительно для самообучения либо повышения квалификации сотрудников различных компаний. Отдельные школы пропагандируют использование мобильных устройств на уроке, но это скорее исключение, чем правило. Это можно объяснить тем, что многие учителя не готовы изучать новые для них возможности или не считают, что применение планшетов и смартфонов на уроке сделают процесс обучения эффективнее, а готовых и доступных разработок практически нет.

Изложенное выше определяет следующие противоречия:

— между требованиями ФГОС, направленными на использование различных технических средств обучения, в том числе коммуникационных сетей и мобильных устройств, и неготовностью учителей с ними работать из-за недостаточного количества методических разработок и неуверенностью в целесообразности их применения;

— между широкими возможностями учителя по применению средств мобильного обучения на уроке и его недостаточной квалификацией в этой области;

— между возможностью использования мобильных устройств как функционального средства работы с информацией и восприятием его школьниками исключительно как развлекательного устройства и средства связи.

Возможность разрешить перечисленные противоречия обуславливает актуальность проводимого исследования, проблемой которого является поиск ответа на вопрос, каким образом организовать использование мобильных устройств на уроке, чтобы повысить эффективность обучения.

Объектом исследования является процесс обучения информатике в 5-6 классах.

Предмет исследования – использование мобильных устройств в процессе обучения информатике в 5-6 классах.

Цель исследования заключается в разработке дидактической модели использования средств мобильного обучения в процессе изучения информатики.

Поиск решения проблемы основывается на гипотезе: если в процессе обучения учащихся информатике использовать возможности программы Telegram, групповую форму работы через общий чат и программного робота, то это позволит:

— поддерживать мотивацию учащихся на уроке;

— эффективно анализировать результаты диагностических работ и отслеживать личный рост каждого ученика;

— повысить интерес и эффективность групповой работы;

— расширить возможности внеурочной работы;

— экономить время при проведении различных видов диагностики;

— повысить самостоятельность и уровень подготовки учащихся по информатике.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

— выявить теоретические основы мобильного обучения в школе;

— разработать дидактическую модель использования средств мобильного обучения и требования к контенту;

— разработать бота для программы Telegram, позволяющего автоматизировать процесс проведения диагностики на уроке;

— экспериментально проверить эффективность применения мобильных устройств на уроке информатики.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ учебных программ по информатике для 5-6 классов; изучение практического опыта применения средств мобильного обучения на уроках через публикации и интервьюирование учителей; анализ собственного опыта преподавания в школе.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

— выделены и проанализированы малоисследованные возможности использования каналов и ботов мессенджера Telegram в процессе мобильного обучения;

— разработана дидактическая модель использования мобильных устройств и возможностей программы Telegram в процессе обучения информатике;

— разработаны требования к контенту при проведении диагностических работ и распространении дидактических материалов  средствами мобильного обучения.

Теоретическая значимость исследования – в расширении возможностей использования мобильных устройств на уроке информатики.

Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

— применение на практике теоретических идей использования мобильных устройств на уроке;

— разработка бота для проведения диагностики на уроке;

— разработка заданий и принципов (особенностей) их составления для мобильных устройств;

— теоретические результаты исследования могут быть использованы в практике работы учителя информатики в 5-6 классах.

Исследование проводилось в 5-6 классах МАОУ № 186 «Авторская академическая школа».

Схема организации взаимодействия учителя и учеников во время образовательного процесса: